20.03.2020
План
работы с одаренными детьми
в МБОУ СОШ №7
на 2018-2021 учебный год
уделять особое внимание психолого–педагогической
поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной
одарённости;
усиление научно – методического сопровождения
по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от
природы одарён по своему.
- предусматривать
степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное,
социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой
информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их
творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Пояснительная записка.
1. Выявление
одаренных детей.
В
СОШ №7 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при
поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения,
изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск,
выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от
добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем
умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего
встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной
одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах
деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам
успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами
(чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы
учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
· выявление одаренных детей;
· создание условий для оптимального развития одаренных
детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачек в развитии из способностей;
· развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
· адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи
в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие
в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой
природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим
целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников
на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
·
мастерская
художественного слова;
·
музейное дело
(школьный музей этнографии);
·
музыкальная
мастерская (или музыкальный класс 3 а и 7 а).
·
«В мире
прекрасного» (изобразительная деятельность);
·
мастерская
здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час
здоровья»и др.).
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих
возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы»,
ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные
задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах,
объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития
способностей учащихся.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание
важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим
внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с
одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того,
что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из
приоритетных направлений работы УО.
- Формы работы с одаренными учащимися.
-
школьное научное
общество «Премьер»;
-
объединения
дополнительного образования;
-
групповые занятия
по параллелям классов с сильными учащимися;
-
факультативы;
-
кружки по
интересам;
-
конкурсы и
конференции;
-
интеллектуальный
марафон;
-
участие в
олимпиадах;
-
спецкурсы;
-
работа по
индивидуальным планам;
-
занятия в классах
с углубленным изучением отдельных предметов.
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Исполнители |
1 |
Внедрение проблемно-исследовательских,
проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся
творческое и исследовательское мышление. |
2018-19 |
методсовет, учителя –предметники |
2 |
Развитие творческих способностей учащихся
начальной школы. Выявление одаренных детей. |
Ежегодно |
ШМО начальной школы, психолог |
3 |
Совершенствование работы с одаренными
детьми». Создание нормативной и методической базы. Организация исследовательской деятельности
в гуманитарной, эстетической, военно-спортивной, экологической, общественной
секциях |
2018-19 2018-19 ежегодно |
психолог школы учителя –предметники |
4 |
Участие школьников во Всероссийских
конкурсах |
ежегодно |
учебная часть, учителя-предметники |
5 |
Участие школьников в городских, краевых,
Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях. |
ежегодно |
методсовет, учебная часть |
6 |
Организация психолого-педагогического
просвещения родителей талантливых и одарённых школьников |
ежегодно |
психолог школы, методсовет |
7 |
Подготовка психолого-педагогических
характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной
программы обучения ·
выявление
учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты; ·
разработка
программ и планов индивидуальной работы с детьми; ·
проведения
занятий с детьми; ·
отработка форм,
методов, приёмов работы; ·
создание
мониторинга результативности работы с одарёнными детьми |
2018-19 |
психолог школы учителя –предметники методсовет, учебная часть |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.03.2020
Дата обновления: 20.03.2020
Дата публикации: 20.03.2020