ЕГЭ 2021
27.04.2021
Основная волна дат проведения ЕГЭ 2021
- 31 мая (пн) — география, литература, химия
- 3 июня (чт) — русский язык
- 4 июня (пт) — русский язык
- 7 июня (пн) — математика профиль
- 11 июня (пт) — история, физика
- 15 июня (вт) — обществознание
- 18 июня (пт) — иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология
- 21 июня (пн) — иностранные языки (раздел «Говорение»)
- 22 июня (вт) — иностранные языки (раздел «Говорение»)
- 24 июня (чт) — информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
- 25 июня (пт) — информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
Резервные дни в расписании ЕГЭ 2021
- 28 июня (пн) — география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение», биология, история, русский язык)
- 29 июня (вт) — обществознание, химия, физика, иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), математика П, информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
- 2 июля (пт) — по всем учебным предметам.
Дополнительный период для ГИА-11 (ЕГЭ и ГВЭ-11)
- 12 июля (пн) — география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»), биология, история
- 13 июля (вт) — русский язык
- 14 июля (ср) — обществознание, химия, физика, иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), ЕГЭ по математике профильного уровня, информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
- 17 июля (сб) — резерв: по всем учебным предметам (математика ГВЭ).
"Осенняя" волна расписание ЕГЭ 2021
- 3 сентября (пятница) – ЕГЭ по математике базового уровня;
- 6 сентября (понедельник) – русский язык.
Родительское собрание «Взаимодействие школы и родителей при подготовке к экзаменам», 11 класс
Цели: проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; познакомить с системой проведения государственной итоговой аттестации; оказать помощь в выработке стратегии подготовки и поведении на экзамене.
О направлении рекомендаций РОН и Роспотребнадзора по проведению ЕГЭ-2020
06.06.2020
Инструкция для участника экзамена, зачитываемая организатором в аудитории перед началом единого государственного экзамена
07.06.2020
Инструкция для участника экзамена, зачитываемая
организатором в аудитории перед началом единого государственного экзамена
Подготовительные мероприятия: Не позднее
08:45 по московскому времени необходимо разместить на доске в аудитории
информационный плакат с образцом для заполнения регистрационных полей бланка
регистрации участника экзамена. Код региона, код ППЭ, код предмета и его
название, дата проведения ЕГЭ заполняются в бланках участника экзамена
автоматически. Код образовательной организации заполняется в соответствии с
формой ППЭ-16, поле «класс» участники экзамена заполняют самостоятельно, ФИО,
данные паспорта участники экзамена заполняют, используя свои данные из
документа, удостоверяющего личность. На доске необходимо указать номер
аудитории, который следует писать, начиная с первой позиции, прописывая
предшествующие нули, в случае если номер аудитории составляет менее 4-х знаков.
Во время экзамена на рабочем столе
участника экзамена, помимо ЭМ, могут находиться: гелевая ручка с чернилами
черного цвета; документ, удостоверяющий личность; лекарства и питание (при
необходимости); дополнительные материалы, которые можно использовать на ЕГЭ по
отдельным учебным предметам: по математике – линейка, не содержащая справочной
информации (далее – линейка) для построения чертежей и рисунков; по физике –
линейка для построения графиков, оптических и электрических схем, и непрограммируемый
калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение,
вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление
тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), а также
не осуществляющий функций средства связи, хранилища базы данных и не имеющий
доступ к сетям передачи данных (в том числе к сети «Интернет») (далее –
непрограммируемый калькулятор); по химии – непрограммируемый калькулятор,
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица
растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд
напряжений металлов; по географии – линейка для измерения расстояний по
топографической карте, транспортир не содержащий справочной информации, для
определения азимутов по топографической карте, непрограммируемый калькулятор;
Текст, который выделен жирным шрифтом,
должен быть прочитан участникам экзамена слово в слово. Это делается для
стандартизации процедуры проведения ЕГЭ. Комментарии, отмеченные курсивом, не
читаются участникам. Они даны в помощь организатору. Инструктаж и экзамен
проводятся в спокойной и доброжелательной обстановке.
специальные технические средства (для
лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, инвалидов);
листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации, на базе
которой расположен ППЭ (в случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (раздел
«Говорение») не выдаются и не используются).
Инструкция зачитывается участникам после
их рассадки в аудитории не ранее 9:50. Инструкция для участников экзамена
Первая часть инструктажа (начало проведения с 09:50 по московскому времени):
Уважаемые участники экзамена! Сегодня вы сдаете единый государственный экзамен
(ЕГЭ) с использованием технологии печати полных комплектов экзаменационных
материалов в аудиториях пункта проведения экзаменов (ППЭ). Все задания составлены на основе школьной
программы. Поэтому каждый из вас может успешно сдать ЕГЭ. В целях
предупреждения нарушений порядка проведения экзамена в аудиториях ведется видеонаблюдение.
Во время проведения экзамена вы должны соблюдать Порядок проведения ГИА-11. В
ППЭ в день экзамена запрещается:
иметь при себе средства связи,
электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные
материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
иметь при себе уведомление о регистрации на экзамен (при наличии – необходимо
сдать его организаторам); выносить из аудиторий и ППЭ листы бумаги для
черновиков, экзаменационные материалы на бумажном и (или) электронном
носителях, фотографировать экзаменационные материалы; пользоваться справочными
материалами, кроме тех, которые указаны в тексте контрольных измерительных
материалов (КИМ); переписывать задания из КИМ в листы бумаги для черновиков (при
необходимости можно делать заметки в КИМ); перемещаться по ППЭ во время
экзамена без сопровождения организатора. Во время проведения экзамена
запрещается: разговаривать, пересаживаться, обмениваться любыми материалами и
предметами. В случае нарушения порядка проведения ЕГЭ вы будете удалены с
экзамена. В случае нарушения порядка
проведения экзамена работниками ППЭ или другими участниками экзамена вы имеете
право подать апелляцию о нарушении порядка проведения экзамена. Апелляция о
нарушении установленного порядка проведения подается в день проведения экзамена
члену государственной экзаменационной комиссии до выхода из ППЭ. Ознакомиться с
результатами ЕГЭ вы сможете на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
Информация о дате ознакомления с результатами единого государственного экзамена
размещена на доске (организатор обращает внимание участников экзамена на
доску). После получения результатов
экзамена вы можете подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами.
Апелляция подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем
объявления результатов экзамена по соответствующему предмету на Официальном
сайте Мэра и Правительства Москвы. Апелляция по вопросам содержания и структуры
заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с оцениванием
результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом и с
нарушением участником экзамена требований Порядка и неправильным оформлением
экзаменационной работы, не рассматривается.
Во время экзамена на вашем рабочем столе, помимо экзаменационных
материалов, могут находиться только: гелевая ручка с чернилами черного цвета;
документ, удостоверяющий личность; лекарства и питание (при необходимости);
листы бумаги для черновиков со штампом
образовательной организации, в которой расположен ППЭ; дополнительные
материалы, которые можно использовать на экзамене; специальные технические
средства (для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов). По всем вопросам, связанным с проведением экзамена (за исключением
вопросов по содержанию КИМ), вы можете обращаться к организаторам. В случае
необходимости выхода из аудитории оставьте экзаменационные материалы на своем
рабочем столе, а также документ, удостоверяющий личность, черновики,
дополнительные материалы (при наличии) и письменные принадлежности. На
территории ППЭ вас будет сопровождать организатор. В случае плохого самочувствия незамедлительно
обращайтесь к организаторам. В ППЭ присутствует медицинский работник. Напоминаем,
что по состоянию здоровья и заключению медицинского работника, присутствующего
в данном ППЭ, вы можете досрочно завершить выполнение экзаменационной работы и
прийти на пересдачу. Организатор
обращает внимание участников экзамена на сейф-пакет(ы) с электронным носителем
ЭМ. Экзаменационные материалы в аудиторию поступили на электронном носителе в сейф-пакете. Упаковка сейф-пакета
не нарушена. (Продемонстрировать
целостность упаковки сейф-пакета(ов) с электронным носителем с ЭМ) В вашем
присутствии будет выполнена печать индивидуальных комплектов с экзаменационными
материалами. После чего экзаменационные материалы будут выданы вам.
Не ранее 10:00 по московскому времени
организатор вскрывает сейф-пакет с
электронным носителем. Далее организаторам необходимо: Извлечь флеш-носитель из
сейф-пакета. Организатор, ответственный за печать ЭМ, подключает флеш-носитель
к станции печати, вводит количество ЭМ для печати и запускает процедуру
расшифровки ЭМ (процедура расшифровки может быть инициирована, если техническим
специалистом и членом ГЭК ранее был загружен и активирован ключ доступа к
ЭМ). Выполняется печать ЭМ и проверка
качества печати контрольного листа полного комплекта (контрольный лист является
последним в комплекте, первый – это бланк регистрации, никаких титульных листов
не предусмотрено): отсутствие белых и темных полос, текст хорошо читаем и четко
пропечатан, защитные знаки, расположенные по всей поверхности листа, четко
видны; результат проверки сообщается организатору, ответственному за печать,
для подтверждения качества печати в станции печати. Качественный комплект
размещается на столе для выдачи участникам, некачественный откладывается. Далее
начинается вторая часть инструктажа. Вам выдаются напечатанные в аудитории ППЭ
индивидуальные комплекты. (Организатор раздает участникам распечатанные
комплекты ЭМ).
До начала работы с бланками ЕГЭ
проверьте комплектацию выданных экзаменационных материалов. В индивидуальном
комплекте: бланк регистрации; бланк ответов № 1; односторонний бланк ответов № 2 лист 1 (за
исключением ЕГЭ по математике базового уровня); односторонний бланк ответов № 2
лист 2 (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня); КИМ; контрольный
лист с информацией о номере бланка регистрации и номере КИМ. Ознакомьтесь с
информацией в средней части бланка регистрации по работе с индивидуальным
комплектом и убедитесь в правильной комплектации. Проверьте, совпадает ли
цифровое значение номера КИМ на первом и последнем
листах КИМ с номером КИМ на контрольном листе. Цифровое значение номера КИМ
находится в средней части контрольного листа. Проверьте, совпадает ли цифровое
значение номера на бланке регистрации с номером на контрольном листе. Номер
бланка регистрации находится в средней части контрольного листа. Внимательно
просмотрите текст КИМ, проверьте качество текста на полиграфические дефекты,
количество страниц КИМ. Внимательно просмотрите бланки, проверьте качество
печати штрихкодов и QR-кода, черных квадратов (реперов) на полиграфические
дефекты. В случае если вы обнаружили несовпадения или полиграфические дефекты –
обратитесь к организаторам.
При обнаружении несовпадений
штрих-кодов, наличия лишних (нехватки) бланков, дефектов печати необходимо
заменить полностью индивидуальный комплект, выполнив дополнительную печать
полного комплекта ЭМ. Сделать паузу для проверки участниками комплектации
выданных ЭМ. Приступаем к заполнению бланка регистрации. Записывайте буквы и
цифры в соответствии с образцом на бланке. Каждая цифра, символ записывается в
отдельную клетку, начиная с первой. Заполните регистрационные поля в
соответствии с информацией на информационном стенде. Обратите внимание участников на доску. Код
региона, код ППЭ, код предмета и его название, дата проведения ЕГЭ заполнены
автоматически. Заполните код образовательной организации, класс, номер
аудитории. Поля «служебная отметка» и «резерв-1» не заполняются. Заполните
сведения об участнике экзамена: фамилия, имя, отчество (при наличии), данные
документа, удостоверяющего личность. Сделать
паузу для заполнения участниками бланков регистрации.
Поставьте вашу подпись в поле «подпись
участника ЕГЭ», расположенном в нижней части бланка регистрации. (В случае если
участник экзамена отказывается ставить личную подпись в бланке регистрации,
организатор в аудитории ставит в бланке регистрации свою подпись). Приступаем к
заполнению регистрационных полей бланков ответов. Код региона, код предмета и
его название в бланке ответов №1 заполнены автоматически. Поставьте вашу
подпись в поле «подпись участника ЕГЭ», расположенном в верхней части бланка
ответов № 1. Служебное поле «Резерв-4» не заполняйте. Код региона, код предмета
и его название, дополнительный бланк ответов № 2, Лист № на бланке ответов № 2
заполнены автоматически. Служебное поле «Резерв-5» не заполняйте. Организаторы
проверяют правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках ЕГЭ у
каждого участника экзамена и соответствие данных участника экзамена в
документе, удостоверяющем личность, и в бланке регистрации. Напоминаем основные
правила по заполнению бланков ответов. При выполнении заданий внимательно
читайте инструкции к заданиям, указанные у вас в КИМ. Записывайте ответы в
соответствии с этими инструкциями. При выполнении заданий с кратким ответом
ответ записывайте справа от номера задания в бланке ответов № 1. Не разрешается
использовать при записи ответа на задания с кратким ответом никаких иных
символов, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака
«дефис» («минус»). Вы можете заменить ошибочный ответ. Для замены внесенного в
бланк ответов № 1 ответа в соответствующих полях замены нужно указать номер
задания, ответ на который следует исправить, и записать новое значение верного
ответа на указанное задание. Обращаем ваше внимание, что на бланках ответов № 1
и № 2 запрещается делать какие-либо записи и пометки, не относящиеся к ответам
на задания, в том числе содержащие информацию о личности участника экзамена. Вы
можете делать пометки в черновиках и КИМ. Также обращаем ваше внимание на то,
что ответы, записанные в черновиках и КИМ, не проверяются. В случае нехватки места в бланке ответов № 2
лист 1 и бланке ответов № 2 лист 2 вы
можете обратиться к организаторам за дополнительным бланком № 2. Оборотные
стороны бланка ответов № 2 и дополнительных бланков ответов № 2 не заполняются
и не проверяются. Апелляции по вопросам проверки записей на оборотной стороне
рассматриваться также не будут. Организатор в аудитории пишет на доске время
начала и окончания выполнения экзаменационной работы. Начало выполнения экзаменационной работы:
(объявить время начала экзамена).
Окончание выполнения экзаменационной
работы: (указать время). Запишите на доске время начала и окончания выполнения
экзаменационной работы. Время,
отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных частей бланков ЕГЭ, в
общее время выполнения экзаменационной работы не включается. Перед началом
выполнения экзаменационной работы, пожалуйста, сосредоточьтесь,
внимательно прочитайте инструкцию к заданиям и сами задания. Не забывайте
переносить ответы из черновика и КИМ в бланки ответов гелевой ручкой с
чернилами черного цвета. Инструктаж закончен. Вы можете приступать к выполнению
заданий.
Желаем удачи!
За 30 минут до окончания выполнения
экзаменационной работы необходимо объявить: До окончания выполнения
экзаменационной работы осталось 30 минут.
Не забывайте переносить ответы из текста работы КИМ и черновика в бланки
ответов.
За 5 минут до окончания выполнения
экзаменационной работы необходимо объявить: До окончания выполнения
экзаменационной работы осталось 5 минут. Проверьте, все ли ответы вы перенесли
из КИМ и черновиков в бланки ответов. По окончании выполнения экзаменационной
работы (экзамена) объявить: Выполнение экзаменационной работы окончено.
Положите экзаменационные материалы на край стола. Мы пройдем и соберем ваши
экзаменационные материалы. Организаторы осуществляют сбор ЭМ с рабочих мест
участников экзамена в организованном порядке
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
07.06.2020
Министерство
образования и науки РД
+7(8722) 671644 +7(918) 7301691
Центр обработки
информации
+7(8722) 51563
Специалист Управления
образования г.Дагестанские Огни
89634078414 89285812709
Методические Рекомендации
Рекомендации учащимся по сдаче ЕГЭ Информация о ЕГЭ.
07.06.2020
Рекомендации учащимся по сдаче ЕГЭ
Информация о ЕГЭ.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это процедура, совмещающая
государственную (итоговую) аттестацию выпускников IX классов, освоивших
общеобразовательную программу за курс
среднего (полного) общего образования, и вступительные испытания для поступления
в вуз. ЕГЭ сдается по единым
контрольно-измерительным материалам (тестам), которые разрабатываются группами
ученых и педагогов под руководством специалистов института Общего среднего
образования Российской академии образования. Первая часть – группа «А» -
включает в себя более легкие задания , в которых учащимся предлагают выбрать
один из четырех предложенных вариантов ответов, и направлена на проверку знания
непосредственно конкретного содержания литературных произведений. Формул,
законов и т.д. Вторая часть-
задания группы «В» - требуют от экзаменуемых записать краткий ответ на
предложенные вопросы в виде одного-двух слов или числа, и позволяют проверить
знания и осведомленность учащихся по отдельным предметам . Третья часть – задания группы
«С» требуют от учащихся развернутых
свободных ответов (подробное решение задачи по физике, химии; уравнений,
неравенств по алгебре и началам анализа ; написания рецензии или «эссе» на
статью по русскому языку и т.д.) Ответы на задания группы «А» и «В» проверяются
в Центре тестирования с использованием специальных компьютерных программ, а
задания группы «С» - двумя независимыми друг от друга экспертами.
РЕКОМЕНДАЦИИ
По психологической подготовке к единому государственному экзамену
учителям, выпускникам и их родителям
(рекомендации составлены по материалам службы практической психологии Центра
аттестации и контроля качества образования РДРМЦ МО РС (Я)) ЕГЭ (единый
государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма
экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической
подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей,
учащихся).
Советы учителям: Учителям
следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения учащихся с 5-11
классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно
оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы
с тестовыми заданиями. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят
учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции
тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание
инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие
психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки,
полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность
подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во
время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной
работы, умению мобилизовав себя в
решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Советы ученикам:
У многих учеников ситуация экзамена вызывает такие яркие отрицательные
эмоции, что в результате на связанную с экзаменом тревогу тратится куда больше
сил, чем собственно, на то, чтобы подготовится и сдать его.
Как же подготовиться к экзаменам максимально эффективно, не тратя
попусту энергию? И как действовать на самом экзамене, чтобы показать свои
лучшие стороны и добиться хорошего результата?
Некоторые рекомендации по подготовке к ЕГЭ:
- не нужно экономить время на сон!
Экономия времени на сне ведет к тому, что снижается продуктивность
интеллектуальной деятельности в другое время суток;
- нужно относиться к экзаменам более
осмысленно и потратить интеллектуальные усилия на то, чтобы выделить ключевые
вопросы, смысловые блоки курса;
- делать мини-конспекты, смысловые схемы
ответов;
- настраивайте себя на успех.
К ЕГЭ и подготовке к нему нужно
относиться как к важной части обучения, а не как к некому препятствию, которое
требуется преодолеть.
Советы родителям:
Родителям в первую очередь нужно помогать ребенку сохранять душевное
равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, беречь от стрессов:
- радуйтесь успехам ребенка;
- ребенок должен чувствовать, что он
любим.
Формула самовнушения.
-
Я полностью контролирую свое поведение. Я вижу трудности на своем пути и это
возможности моего личностного роста. - Я
контролирую свои мысли и чувства. - Я с каждым днем чувствую себя более
уверенным. - Я в состоянии достичь своей цели, и я достигну своей цели. - Я
представляю себя счастливым, здоровым и успешным. - Я буду таким, каким себя
представляю. - Я спокоен и уверен в себе.
Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 мая 2020 г. “Опубликован проект приказа об особенностях проведения ЕГЭ в 2020 году”
07.06.2020
Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 28 мая 2020 г. “Опубликован проект приказа об особенностях
проведения ЕГЭ в 2020 году”
5 июня 2020
Министерство просвещения и Федеральная служба
по надзору в сфере образования и науки опубликовали для общественного
обсуждения проект совместного приказа об особенностях проведения единого
государственного экзамена (ЕГЭ) в 2020 году.
В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации и
предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в
процедуре проведения ЕГЭ в текущем году планируется предусмотреть ряд
особенностей.
В соответствии с проектом документа, ЕГЭ в
2020 году будет проводиться по следующим учебным предметам: русский язык,
математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география,
история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский,
испанский и китайский), информатика ИКТ. Математика базового уровня из числа предметов
ЕГЭ в 2020 году исключена. Экзамены будут проводиться только в целях
использования их результатов при приеме на обучение в вузы.
Обучающиеся 10 классов участниками ЕГЭ в
2020 году стать не смогут.
Участники экзаменов вправе изменить перечень
выбранных для сдачи учебных предметов, указанных в ранее поданных заявлениях.
Для изменения перечня экзаменов необходимо не позднее, чем за две недели до
начала основного периода ЕГЭ, подать соответствующее заявление в
государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) своего региона. Напоминаем, что,
в соответствии с действующим порядком проведения ЕГЭ, решение об изменении
перечня ранее выбранных предметов принимается ГЭК при наличии уважительных
причин.
ЕГЭ на территории России и за ее пределами
пройдет по единому расписанию, которое предусматривает проведение пробного
экзамена, основного и дополнительного периодов ЕГЭ.
При проведении самого массового ЕГЭ по
русскому языку, для которого в проекте расписания основного периода планируется
предусмотреть два дня (6 и 7 июля), ГЭК самостоятельно распределит участников
экзаменов на указанные даты исходя из вместимости аудиторного фонда и с учетом
соблюдения санитарно-эпидемиологических рекомендаций, действующих правил и
нормативов.
В случае большого количества участников экзаменов
в субъекте РФ, зарегистрированных на один учебный предмет, и невозможности
проведения экзамена по этому предмету для всех участников в установленную дату
основного периода с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических
рекомендаций, ГЭК вправе определить для части или всех участников экзамена
другую дату его проведения в один из резервных дней. В случае принятия
региональными ГЭК таких решений, они не повлияют на возможность участников ЕГЭ
поступить в вузы, так как сроки подачи документов для абитуриентов определяются
исходя из даты объявления результатов экзаменов, прошедших в последний
резервный день основного периода ЕГЭ.
К экзаменам в резервные сроки основного
периода ЕГЭ могут быть допущены те участники, которые пропустили экзамен в
основной срок по болезни или иной уважительной причине, подтвержденной
документально, а также те, у кого совпали сроки проведения экзаменов по
отдельным учебным предметам и участники, чьи апелляции о нарушении порядка
проведения ЕГЭ были удовлетворены конфликтной комиссией. В дополнительный
период ЕГЭ 2020 года сдать экзамены смогут только те участники, которые не
смогли по уважительным причинам принять участие в экзаменах в дни основного
периода.
Проектом приказа также предусматривается, что
при проведении ЕГЭ могут привлекаться в качестве руководителей пунктов
проведения экзаменов (ППЭ), технических специалистов и ассистентов учителя
обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ. Решение об их участии в проведении
ЕГЭ может приниматься региональными органами управления образованием в случаях
увеличения количества ППЭ или организации дополнительных ППЭ в отдаленных
населенных пунктах.
07.06.2020
Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для участников
08.06.2020
Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для участников
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:
· Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;
· Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;
· Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;
· Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;
· Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
· Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;
Используй такие формулы· самовнушений: Я уверенно сдам ЕГЭ. Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями. Я с хорошим результатом пройду все испытания. Я спокойный и выдержанный человек. Я смогу справиться с заданием. Я справлюсь. Я должен сделать то-то и то-то....
Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.
В день перед экзаменом
Советы участникам ЕГЭ
Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ
· День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им. · Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя. · Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией. · Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется. · Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе. · Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы. · Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки. · При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу. · Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий. · Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Желаем успехов!
Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для родителей
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами: · Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей; · Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь; · Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.; · Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам; · Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения; · Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов; · Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном; · Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст-фудов».
Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для учителей
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами: · Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ; · Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ; · Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы; · Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание; · Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка; · Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт; · Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей; · Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами; · Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ; · Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.
Для участников ЕГЭ
Хочется говорить с каждым из вас лично. Ничего, если дальше мы будем обращаться к вам на «ты»?
Экзамены – это испытание.
Всю жизнь все непрерывно сдают экзамены: преодолевают страх, защищают, переплывают, забираются, изучают, принимают решения. Чем больше преодолено в прошлых испытаниях, тем лучше человек подготовлен к очередным из них.
Вот и ЕГЭ – воспринимай их как очередное испытание. Конечно, оно необычное, раньше ведь таких у тебя не было и твое поколение – первое.
Ты же всегда хотел (-ла) быть взрослее и самостоятельнее – час настал!
Стресс – это хорошо, это даже бодрит!
Для преодоления испытаний у человека есть универсальный механизм – стресс. Коротко говоря – это выброс адреналина и других стимуляторов организма. Они мобилизуют скорость мышления, память, работоспособность и выносливость – вообще все!
Многие любят это состояние напряжения, соревнования и даже опасности, стремятся к ним – спортсмены, например, люди опасных профессий.
Нервы мешают?
Сейчас тебе важно разобраться, насколько ты можешь полагаться на свои нервы и на способность успешно использовать или преодолевать стресс?
Вариантов всего-то два:
Первый: У тебя крепкие нервы и ты можешь на них рассчитывать на протяжении всех ЕГЭ. В этом случае мы объясним тебе, как их мобилизовать и дальше не мешать им правильно работать.
Второй: Нервы слабы, и возникает чувство, что они могут подвести в любой момент. А в этом случае мы объясним тебе, как их готовить к испытаниям и повышать твои способности в ситуации стресса.
Приступим.
Первый вариант: У тебя крепкие нервы.
Если ты узнаешь себя в большинстве из приведенных ниже характеристик, считай, что твои нервы – как раз крепкие. · С детства ты не боялся (-лась) риска, а рискуя – даже нравился (-лась) себе! · Всегда интересовался (-лась) окружающим миром, многое облазил и исследовал (-ла).
· Уже к концу младших классов школы учился (-лась) самостоятельно, почти без помощи родителей. · Дальше в 5-7-х классах твоя успеваемость не снизилась или даже улучшалась. · Тебе были интересны самые разные ситуации испытания способностей, знаний, умений, силы и смелости, а «предстартовые» волнения были тебе приятны. · Экзамены и подготовка к ним были для тебя привычным делом. · На самих контрольных и экзаменах ты был (-ла) радостно возбужденным (ной), делался (-лась) более собранным (-нной), а мышление и сообразительность ускорялись. · Тебе было радостно делиться с родителями, одноклассниками и друзьями своими достижениями, в том числе и в учебе, помогать им в подготовке к экзаменам. · Неудачи на экзаменах по-хорошему злили, после них хотелось «выступить» лучше; никогда не думал (-ла) о себе как о потерянном или неполноценном человеке.
Если ты с крепкими нервами, твоя текущая задача – мобилизуй свои мозги и дальше не мешай им работать!
Сначала самые простые, можно сказать «бабушкины» советы.
Питайся регулярно и часто, раз 5 в день или чаще, но не перед сном.
Ешь подряд все, что с витаминами – овощи, фрукты, ягоды (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимоны и апельсины.
Не занимайся по ночам – заканчивай занятия не позже 22-23.
Перед сном около часа отдыхай и переключай внимание на что-то спокойное (а не на боевики или фильмы «про любовь»).
Спи не меньше 8-ми часов; можно в начале второй половины дня – еще 1,5 часа
сна.
Занимайся примерно так, как в институте, «парами» – по 1,5 часа.
Умей переключаться: в получасовых перерывах между «парами» применяй приемы переключения внимания – чашку чая/кофе, послушай успокаивающую музыку, посмотри короткий фильм (мультики, передачи о природе и т.п.), юмористическую передачу, подвигайся под бодрящую музыку (типа аэробики), ненадолго позвони другу/подруге.
Применяй прохладный или контрастный душ с утра и успокаивающие теплые ванны вечером (хвойные, ароматизированные). Попроси родителей поочередно делать тебе массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром разминаниями и по китайским точкам – интенсивный, стимулирующий; вечером поверхностным растиранием – успокаивающий).
По-хорошему советуем: На время подготовки и сдачи ЕГЭ никакого Интернета! Если только он не требуется тебе только для подготовки.
Ничего искусственно воздействующего на мозги. Никакого алкоголя! Напомним, что к нему относится и пиво, и алкоголь содержащие коктейли. Никаких стимуляторов – ни лекарственных, ни, тем более, кустарных и наркотических! Все это – путь к зависимости от них: в ситуации стресса она возникает очень быстро!
Теперь – о более сложных способах обеспечения успеха.
Ты – сам себе психотерапевт.
Каждый человек имеет массу способов мобилизовывать себя и преодолевать трудности, возникших у него на основе жизненного опыта.
Сначала определи свой потенциал достижений. Перед самим началом подготовки к ЕГЭ вспомни все свои достижения в учебе и в любых самостоятельных делах (их может оказаться и сотни!) и почувствуй себя в каждом из них. Эти состояния называют «Я победитель!». Похвали себя за каждое из них. Далее на протяжении всей подготовки к ЕГЭ думай и поступай как победитель!
Перед началом каждого занятия или перед экзаменом представляй себя в состоянии «Я победитель!» и удерживай себя в нем до конца каждого экзамена.
Можешь применять аутотренинг.
Для этого при закрытых глазах в положении лежа или полулежа проведи самовнушения расслабления в мышцах рук, ног, туловища.
Как начнешь это чувствовать, перейди к внушению теплоты и тяжести в них, ровного и спокойного дыхания и сердцебиения, прохлады у лба.
Дальше начни мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них и на этой основе внушай себе уверенность и спокойствие в подготовке и на экзаменах, готовность к успеху.
Наконец – произнеси про себя формулы бодрости и выхода из сеанса аутотренинга, сосчитай до 5 и открой глаза.
Продолжительность одного сеанса аутотренинга – 10-15 минут. Проводи до 5-6 таких сеансов в день – при утреннем пробуждении, в промежутках между занятиями, перед сном (в этом случае – без формул бодрости и выхода из сеанса).
Тренируй свою способность к волевой мобилизации. Проанализируй способы, какими ты начинал успешные для себя дела и поддерживал себя при возникновении препятствий – что говорил себе, какие вызывал настроения, какие отдавал себе приказы о начале дела. Составляй план действий на каждый следующий день, а также – на случай возникновения препятствий. Представь, что бы делали в твоей ситуации твои любимые герои из книг и фильмов, или авторитетные для тебя взрослые, и поступай также – они не подведут!
Семья – твой психотерапевт.
Попроси родителей и других родственников создать тебе подходящую атмосферу: общались бы с тобой в перерывах между занятиями, приглашали на совместную еду.
Рассказывайте друг другу по вечерам о самом успешном за день и хвалите друг друга; воспоминайте прошлые успехи в любых делах.
Родители могут делать тебе массаж главного сейчас твоего инструмента – головы, можно еще и шеи, воротниковой зоны.
Помощь репетиторов – твой выбор.
Этот способ подготовки к ЕГЭ не является обязательным. Репетитор для тебя – не столько для изучения предмета, сколько для тренировки. Решение о репетиторах принимай сам на основе консультации с преподавателями школы и родителями.
Начинай занятия с репетиторами по тем предметам, по которым чувствуешь себя пока еще неуверенно. Думается, достаточно будет репетиторства по двум-трем предметам – в первую очередь по тем, которые потребуются в конкурсе в институт.
Успеха тебе в этой программе!
Какие решения мы принимаем или Может – работать, замуж, служить?
Учебы в институте – одно из самых сложных дел в жизни юноши и девушки. Не все к нему готовы. Но, может быть, и не нужно быть готовым именно к институту? Успех в жизни – это ведь не только учеба, но и самостоятельная работа, своя семья! Россия – страна ремесленников и рукодельниц, страна мастеровых мужчин и работящих заботливых женщин! Если ты признаешь эту традицию в себе, тогда твоя задача: на ЕГЭ достойно завершить школу, после выбрать престижную и «непотопляемую» ни в какие кризисы рабочую профессию и – вперед! Не знаешь, какую профессию выбрать, можем и тут дать совет: · Вспомни все свои успешные дела за последние годы: к какой сфере деятельности они относились – вот в той и твоя профессия. · Обратись к психологам: они проведут тебе разные тесты для определения склонностей к профессиям, назовут их себе, после этого – думай самостоятельно. Специально для девушек: очень хороший вариант для счастья – образовать свою семью! Представляете, другие годы учатся, а ты с хорошим мужем и рождением детей их опережаете! Правда, этот процесс лучше не превращать в соревнование. Специально для юношей – нечего бояться армии! Армия жизни не помеха, наоборот, это тот опыт, которого у тебя нигде и никогда больше не будет. Тем более – всего-то один год; ты и не заметишь, как он пройдет!
Нервы – нервами, а все равно – хочу в институт!
Начни следующий раздел. Если ты узнаешь себя в приведенных признаках, читай дальше – о том, какие у тебя есть способы укрепить нервы и повысить шансы на успех.
Слабые нервы – как это выглядит? · С детства ты помнишь, как тебе было страшно оставаться в одиночестве, в темноте, были страхи животных, высоты, незнакомых людей и ситуаций. · В школе возникали страхи проявить себя, начать какое-нибудь дело, отвечать на уроке, особенно – у доски, страх допустить ошибку.
· В трудных ситуациях или ожидая их, ты пытался (-лась) избежать их. · Например, домашние уроки оттягивал (-ла) под любым предлогом. · На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшали мышление («ничего не соображал (-ла)»), что не решались даже и те задачи, которые на обычных уроках решались без труда. · Ты пытался (-лась) скрывать от родителей свои неудачи в учебе, даже привирать. · Переживал (-ла) любые неудачи так сильно, что оценки ухудшались, или, наоборот, пропадало желание их улучшить, возникало неверие в себя. · У тебя были трудности в учебе, а успеваемость ухудшалась – в 3-4-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах. · Были периоды длинной в учебный год и больше, когда интерес к учебе пропадал, было неохота ходить в школу (до прогулов!) и не хотелось готовить уроки дома.
Важен не интеллект, а способ его использования!
Учиться в вузе при неготовой к тому нервной системе – дополнительное испытание. При подготовке к вузу и к ЕГЭ тебе придется многое сделать одновременно и быстрее, чем в прежние годы – взрослеть, укрепить нервы, развить свою способность учиться!
При таком решении используй 11-й класс и весь период подготовки к ЕГЭ как полигон для тренировки себя. Для хорошего использования своего интеллекта тебе необходимо быстро организовать те ресурсы личности, которыми ты сейчас располагаешь.
Развивай свою организованность и волю.
Будни и выходные – организуй и все возьми под контроль! Для этого веди деловой дневник/ежедневник. Старайся планировать вообще все – время занятий, отдыха, еды, общения, даже развлечений. Принцип: что накануне спланировано, то сегодня сделано!
Развивай в себе психологию успеха!
Планируй достижения на каждый день. К достижениям может относиться конкретная оценка по конкретному предмету: учись готовить отдельные уроки так, чтобы назавтра получить на них планируемый результат – «четверку» или «пятерку».
Учись поддерживать себя в делах (в школе, что дома, что за их пределами). Для этого при завершении каждого дела найди небольшое время (буквально минуту!) на три взаимосвязанных и очень важных для тебя упражнения.
Первое: похвали себя за успешное дело и за то, что в нем понравился (-лась) себе.
Второе: проанализируй, как ты поступал (-ла), чтобы сделать дело, и какие новые навыки в тебе возникли в результате него.
К таким навыкам могут, например, относиться следующие: Самовнушения, позволяющие тебе не отвлекаться от дела. Непрерывные самоободрения. Воспоминания о прошлых успехах. Самоприказы. Разделение дела на его отдельные этапы (действия) и ободрение себя при завершении каждого из них.
Третье: используй новый опыт организации дела – для организации уже ближайших следующих дел.
Развивай свою устойчивость к стрессам.
Проанализируй свои способы преодоления стрессов в ситуациях, когда тебе удалось подготовиться к ситуации испытания или преодолеть переживания после нее.
К приемам преодоления стресса при подготовке к испытанию в твоем возрасте относятся: определение, какой смысл имеет для тебя предстоящее тебе дело; детальное планирование предстоящего дела с вариантами действий в случае помех или неудачи; написание «шпаргалок» – конечно, не для попытки их пронести на экзамен, а для тренировки памяти и верных текстов ответов; аутотренинг уверенности в себе (вернись выше в 1-й раздел); приемы укрепления нервов (смотри дальше); общение с родственниками и друзьями в перерывах между занятиями и при подведении положительных итогов каждого дня.
Для снятия стресса после кризисной ситуации в твоем возрасте эффективно: пребывание в покое (15-30 минут) или непродолжительный сон (1-2 часа); легкая еда; ванны или души; приемы переключения деятельности (вернись выше в 1-й раздел); легкая физкультура; занятия с психологом или психотерапевтом.
Сравни эти способы, поблагодари себя за каждый из них, выбери лучшие для использования в период подготовки к ЕГЭ.
Тренируй их ежедневно и совершенствуй.
Нервы можно укреплять!
Режим. Удлини сон до 9-10 часов в сутки, из него 2-3 часа – дневной сон.
Питание. 4-6 раз в день, но не «до отвала», а до исчезновения чувства голода. Не есть непосредственно перед сном.
Сосредоточься на одном деле. На период подготовки ЕГЭ исключи все дела, не связанные с ними – типа, встречи с друзьями и гуляния, любимые фильмы и сериалы (кроме тех, что используешь для снятия стресса); рекомендуем даже на это время оставить хобби.
Биостимуляторы интеллекта. К ним относятся такие природные средства, как мед, облепиха, брусника, шиповник, черная смородина, клюква, цитрусовые (лимоны, мандарины, апельсины, грейпфруты), зеленый крыжовник, черная рябина, киви, барбарис. Из лекарств к ним относятся поливитамины (преимущественно – с витаминами группы В) и так называемые ноотропы (аминокислоты, необходимые для мышления, и производные от них): пирацетам (ноотропил), пикамилон, аминалон (все – после еды), глицин (до еды); другие ноотропы – по рекомендации врача.
Специально отметим: чтобы не было привыкания – никаких синтетических (искусственных) стимуляторов и ничего содержащего алкоголь; только – чай и кофе!
Успокаивающие. Рекомендуем только природные растительные успокаивающие и ничего содержащего алкоголь!
Лучшее противоневротическое сочетание, помогающее мобилизоваться интеллекту – травы валериана, пустырник, ландыш, мелисса, хмель, боярышник: смешать эти травы в равных долях; 1/3 сухого вещества на стакан воды залить крутым кипятком, накрыть «баней», отфильтровать и пить теплый раствор 2-3 раза в день (утро-вечер; утрообед-вечер). Важно применять успокаивающие средства ежедневно и в одно и то же время.
Утром перед экзаменом прими только биостимуляторы, а успокаивающие – нет.
Стимулировать интеллект начинай во втором полугодии 11-го класса, а успокаивать нервы – примерно за 1 месяц до ЕГЭ.
Тренируй свою способность учиться.
Попробуй самостоятельно планировать себе успехи в учебе в школе.
Начни с тех предметов, по которым у тебя и без того неплохие оценки, и улучши успеваемость по ним на балл. Если месяц такой тренировки даст результат, перейди к такой же тренировке успеваемости, но уже по предметам для ЕГЭ и для поступления в намеченный институт. Если и это тебе удастся, продолжай так непосредственно до ЕГЭ.
Если в твоей школе для 11-классников организованы консультации учителей, ходи на них, честно говори обо всем, что тебе неясно, старайся понять материал.
Если же самостоятельная тренировка способности учиться не дает результата (или тебе даже не хочется ею заниматься!), надо честно признать, что тебе нужна помощь эффективных специалистов. Ими в этом случае для тебя являются репетиторы, которые уже успели подготовить к экзаменам не одного (-ну) такого (-ую), как ты.
Полгода индивидуальных занятий с репетиторами – что два года учебы! Репетиторы нужны тебе именно по тем экзаменам, которые нужны для поступления в вуз.
Репетиторы – одновременно и тренинг интеллекта, и тренинг уверенности в себе.
Не стесняйся попросить родителей найти хороших репетиторов – родители всегда готовы вложить деньги в подготовку детей, особенно если это – их собственное самостоятельное решение. Правда, решение о репетиторах могут предложить и сами родители – согласись, потерпи месяц занятий и оцени их результат лично для тебя.
Признаки, что репетиторы тебе в толк:
· Стал (-ла) лучше понимать предметы. · Появились переживания успеха в учебе и удовлетворения собой. · Стало (-ла) интереснее учиться, а репетиторы оказались хорошими людьми. · Улучшились результаты в школе, а учителя к тебе как бы подобрели. · Стал (-ла) увереннее себя чувствовать при размышлении о будущем и на занятиях на подготовительных курсах в институте. Попроси репетиторов многократно моделировать тебе ситуации экзаменов, особенно – по мере приближения времени ЕГЭ.
Утром перед ЕГЭ: · Сделай легкую зарядку, даже если раньше никогда ее не делал (-ла). · Хорошо умойся. · Легко позавтракай, можно – с теми же биостимуляторами; попей чай (он дольше действует как стимулятор, чем кофе). · Надень самую удобную одежду и обувь, можно – ту, в которой уже были «4» и «5». · Успокой родителей, что все будет хорошо! После чего выслушай их пожелания. · Присядь «на дорожку» и проведи себе сеанс аутотренинга: с его помощью настройся на состояние «Я победитель!» и убери размышления обо всем постороннем.
Успеха тебе - и в программе укрепления себя и на ЕГЭ!
А если неудача с ЕГЭ? или Жизнь не закончилась!
Подготовка к ЕГЭ – твоя тренировка к самостоятельной жизни! Независимо от результатов ЕГЭ, подготовка к ним готовит тебя заодно и к любым другим трудным жизненным ситуациям, когда надо преодолевать себя, решать, самому (ой) организовывать свой успех. Если твое решение о поступлении в вуз осталось прежним, мы рады поддержать тебя: прежний опыт показывает, что вторая попытка с поступлением в институт лучше первой. Можно думать, что и с ЕГЭ у тебя будет то же самое!
Не взваливай себя на плечи родителей! Сам (-ма) ставь перед родителями задачу развития своей личности: это ты их организуешь, а не они – тебя, ты принимаешь решения о своей судьбе, а не они! Демонстрируй родителям свою успешность – у них волнений по тебе будет меньше!
Теперь – Успеха тебе, и не в ЕГЭ и вузе, а вообще – в жизни!
Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ
Советы родителям 1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей. 2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. 3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. 4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. 5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. 6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен. 7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе. 8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок. 9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга. 10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться. 11. Не критикуйте ребёнка после экзамена. 12. Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Советы учителям 1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. 2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями. 3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции. 4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. 5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам. 6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Советы выпускникам
Подготовка к экзамену 1. Подготовь место для занятий; 2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета; 3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы; 4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего; 5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету. 7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов; 8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха; 9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования 1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся. 2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. 3. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться. 4. Начни с лёгкого! 5. Думай только о текущем задании! 6. Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. 7. Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки. 8. Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен – новая форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, единый государственный экзамен может стать достаточно сильным стрессом для выпускников. Очевидно, что в этой ситуации выпускник более, чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Данные рекомендации помогут родителям и педагогам грамотно и эффективно поддержать выпускников, а самим выпускникам найти способы самоорганизации и саморегуляции при подготовке к экзамену и во время проведения его.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника? Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать». Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: · Забыть о прошлых неудачах ребенка; · Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; · Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка; 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка; 3. Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;
4. Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку; 5. Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи; 6. Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ: 1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки; 2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности; 3. Помогайте избежать ошибок; 4. Поддерживайте выпускника при неудачах; 5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена; 6. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку; 7. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ:
Уважаемые выпускники! Прежде, чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе: · Вас встретят доброжелательные педагоги; · каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами; · на все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов. Внимательно изучите «Правила для выпускников», тогда многие вопросы по организации и проведению единого государственного экзамена решатся сами собой. Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзаменам, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием. Следует выделить три основных этапа: 1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом, 2) поведение накануне экзамена, 3) поведение собственно во время экзамена.
Подготовка к экзамену: · дома следует оборудовать место для занятий (убрать лишние вещи, хорошо ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, это могут быть картинки, коллаж); · составить план на каждый день подготовки, четко определить, что именно сегодня будет изучаться;
· если «нет настроения» заниматься, нужно начинать с того материала, который знаете лучше; · через каждые 40-50 мин занятий необходим активный перерыв; · материал полезно структурировать за счет составления планов, схем (обязательно делать это на бумаге, а не в уме);
Накануне экзамена: · настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать, не гоните их, но не «зацикливайтесь» на них; · с вечера перестаньте готовиться, выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и бодрости. · Во время экзамена: · ознакомьтесь с вопросами и начинайте отвечать с того вопроса, который для Вас легче; · практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.